О транспортной доступности районов Крайнего Севера и Дальнего Востока (Ю. Зворыкина)

Правительство Российской Федерации во взаимодействии с регионами завершает работу над Национальными проектами в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на период до 2024 г. Ключевая цель – развитие экономики и повышение качества жизни населения. Эффективность решения этих задач в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока напрямую зависит от показателей транспортной доступности. Научные подходы к расчету показателей транспортной доступности территории и меры государственной поддержки населения и бизнеса труднодоступных территорий обсуждаются в рамках формирования Стратегии пространственного развития Российской Федерации.

 В Последние месяцы активизировалась научная дискуссия по проблеме обеспечения единого социального стандарта жизни населения в разных регионах нашей страны. Особенно остро для районов Крайнего Севера и Дальнего Востока стоит вопрос транспортной доступности.

 Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, политика государства «направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Это означает, что каждый гражданин нашей страны, имеет право на такие условия жизни и предоставление минимального набора услуг, которые гарантируются ему государством вне зависимости от места проживания. Основные направления деятельности российских органов власти всех уровней на ближайшие шесть лет определены Указом Президента России  №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Президентом России заданы 13 приоритетных направлений развития, в рамках каждого из которых выделяются цели, определенные в виде конкретных, главным образом количественных показателей, и задачи, сформулированные в более рамочных, зачастую качественных, терминах.

Следует отметить, что конкретизация целей произведена не везде. Например, наряду с таким направлением, как культура, практически не имеет конкретных целевых показателей такой важный блок, как пространственное развитие. Это связано с тем, что стратегия пространственного развития России и увязанный с ней план развития магистральной инфраструктуры все еще находятся на стадии разработки. При этом развитие транспортной инфраструктуры является одним из наиболее капиталоемких элементов плана.

На практике решение государством социальных задач часто ставится в зависимость от экономического развития страны, де факто рассматриваемого как самоцель. Обеспечение необходимых условий жизни населения воспринимается как средство достижения этой цели. Такой подход присутствует, в том числе, при решении вопросов пространственного развития и оптимизации размеров поселений. Так, в последнее время получила широкое распространение концепция зависимости производительности труда от размеров городов, где размещаются предприятия. «Мы смогли точно измерить разницу, сравнивая предприятия одного и того же профиля, расположенные в маленьком городке (до 50 тысяч человек) и в зоне 1,5 часовой езды от города-миллионника — производительность в них различается примерно в 1,5 раза» - утверждает экономист Михаил Э. Дмитриев . Из чего делается вывод о необходимости развития крупных агломераций, в том числе и за счет миграции из удаленных депрессивных малых городов и зон с низкой плотностью населения. При этом за скобки выводится проблема обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека не просто как одного из факторов экономического роста, но как самодостаточной личности,  которая должна иметь возможность развиваться и воспроизводиться в благоприятной социокультурной  и окружающей среде, реализовать свои творческие начала. Это связь с природой, историей, бытом и культурным наследием своего народа,  которая, как правило, прерывается с переездом в крупный мегаполис.

Подробнее во вложении.

По материалам для делового журнала Neftegaz.RU [9] 2018 год


Печать   E-mail