Институт ВЭБ и ПСБ презентовали исследование перспектив развития «зеленого» транспорта
Институт ВЭБ и ПСБ презентовали исследование перспектив развития «зеленого» транспорта
07.11.2023

31 октября в рамках форума «Общественный транспорт 2023» на панельной сессии «Перспективы развития экологически чистого транспорта: лучшие практики компаний и регионов» Институт ВЭБ и ПСБ презентовали совместно подготовленный бюллетень «Транспорт: технологии, экология, климат». В бюллетене представлены результаты масштабного исследования международных и российских практик в сфере развития экологически чистого транспорта. Модератором сессии выступила начальник управления устойчивого развития ПСБ Екатерина Кузьмина.

В ходе исследования были проанализированы опыт и лучшие российские и зарубежные практики по повышению экологической эффективности транспортной отрасли. В их числе — перевод транспорта на экологически чистые виды топлива (природный газ, электричество и водород), развитие городского общественного транспорта, а также перевод транспортных потоков на виды транспорта с наименьшим экологическим воздействием (речной и железнодорожный транспорт как альтернатива авиационному и автомобильному сообщению). Результаты исследования призваны помочь российским регионам и бизнесу интегрировать в свою деятельность лучшие практики и международный опыт по «озеленению» транспортной отрасли.

«Во всем мире развитию транспортной инфраструктуры сейчас уделяется особое внимание — необходимо не только обеспечить связность территорий, мобильность населения, экономическую эффективность, но и минимизировать негативное воздействие транспортной отрасли на окружающую среду, климат и качество жизни людей. Как показывает наше исследование, пока в мире не сформирован единый подход к развитию этого направления. Каждая страна определяет программы развития транспортного комплекса исходя из национальных приоритетов, уровня экономического развития, климатических и географических факторов. При этом для экономически развитых стран приоритетом является развитие общественного и личного транспорта на низкоуглеродных источниках энергии», — рассказал Антон Дроздов, заместитель председателя ПСБ.

Один из центральных вопросов исследования — проблемы современных мегаполисов, возникающие в связи с негативным воздействием транспорта. Об опыте их решения в крупнейших городах мира рассказал заместитель руководителя Центра устойчивого развития Института ВЭБ Сергей Семенцов. Так, в Москве наибольшее внимание уделяется развитию метро и других видов экологически чистого транспорта, повышению комфорта, быстроты и удобства перевозок. В результате российская столица наряду с Сингапуром и Пекином вошла в тройку мировых лидеров по уровню развития общественного транспорта. В Нью-Йорке основной мерой по снижению городского трафика стало развитие пешеходных и велосипедных зон. В Сеуле была модернизирована автобусная сеть, а также реализован проект по созданию в центре города на месте аварийного участка автострады парка, ставшего местом притяжения туристов и инвестиций. В Мехико менее чем за десять лет была сформирована система скоростного автобусного сообщения, которая ежегодно перевозит более 300 млн пассажиров.

Участники сессии уделили особое внимание необходимости реализации стимулирующих мер для перевода транспорта на экологичные источники энергии. Так, начальник управления развития продаж ГК «Современные транспортные технологии» Наталья Плетникова предложила принять долгосрочные программы субсидирования приобретения техники на газомоторном топливе и коммерческих электромобилей, а также пересмотреть ограничения для въезда в мегаполисы крупнотоннажных электромобилей, в том числе действующие в Москве.

Заместитель Председателя Совета директоров — Председатель комитета по развитию «АВТОТОР Холдинг» Александр Сорокин предложил использовать накопленный компанией опыт для реализации концепции ремоторизации автотранспорта. Концепция направлена на замену двигателей эксплуатируемых автомобилей на электродвигатели или двигатели на газомоторном топливе (ГМТ). Апробировать концепцию предлагается в Калининградской области, на территории которой расположены предприятия холдинга. При этом объем российского рынка ремоторизации оценивается в 100 тыс. единиц в случае перевода на электропривод и 250 тыс. единиц — в случае перевода на ГМТ. Стоимость переоборудования на электропривод легкового автомобиля составляет от 950 тыс. руб., грузового#nbsp — от 1,5 до 2,5 млн  руб. Перевод автотранспорта на ГМТ существенно дешевле#nbsp — от 90 тыс. руб. для легкового автомобиля и 300 тыс. руб. для грузового.

Российский электротранспортный рынок находится на этапе становления. В 2022 г. в России было произведено порядка двух тысяч электромобилей, а общее число эксплуатируемых на дорогах страны электрокаров достигло 24,5 тысяч. Это существенно ниже, чем в странах, занимающих ведущие позиции на рынке. Однако у России есть потенциал для роста. Так, в 2024 году объем производства электромобилей планируется увеличить в 18 раз, что потребует существенного развития зарядной инфраструктуры. При этом, как отмечает Директор по инновациям «Меркатор Холдинга» Павел Теплов, при планировании зарядной сети необходимо уделять особое внимание оптимизации расположения зарядных станций, а также адаптировать график работы коммерческого электротранспорта под зарядный цикл для того, чтобы исключить простои.

ПСБ и Институт ВЭБ продолжат исследования в сфере устойчивого развития. В ближайшее время деловому и экспертному сообществу будет представлен очередной аналитический бюллетень из серии «Актуальное в ESG-повестке», посвященный вопросам устойчивого использования водных ресурсов и развитию «синей» экономики.

Аналитический бюллетень «Актуальное в ESG-повестке. Транспорт: технологии, экология, климат»